21.04.16

_3Специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления группы Реставрационных компаний Минкультуры России (МНРХУ) займутся реставрацией монументальной живописи в Успенском соборе Московского Кремля.

Согласно государственному контракту по итогам открытого конкурса, будет проведена реставрация трех люнетов восточного фасада.

Люнет - это часть стены, ограниченная аркой сверху и прямой линией снизу, вписанная в архитектурные детали конструкции здания. На восточном фасаде Успенского собора Московского Кремля они находятся над тремя апсидами алтарной части.

В люнетах находятся изображения трех сюжетов: «Новозаветная Троица», «Похвала Богоматери» и «София Премудрость Божия», выполненные в фреско-темперной технике в середине XVI столетия, требующие укрепления разрушенного красочного слоя, возрождения рисунка и орнамента.

МНРХУ на протяжении многих лет осуществляет реставрацию монументальной живописи на территории Московского Кремля – в Церкви Двенадцати апостолов, Церкви Ризоположения, Благовещенском, Архангельском и Успенском соборах, при участии мастерских вновь открыта икона над входной аркой Спасских ворот Кремля.

 

Для справки

Иконография «Новозаветной Троицы», изображающая Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа в виде голубя, появилась в конце XIV столетия. Но особое распространение она получила лишь в XVI–XVII веках, когда потребность в наглядном изображении сложных символических сюжетов преодолела прежние запреты церкви, не разрешавшей писать Бога Отца, которого никто не мог видеть, и единосущную Троицу иначе, чем в аллегорических и иносказательных образах.

Это относится и к изображению огнеликого ангела – Софии Премудрости Божией, восседающей на престоле, опирающемся на семь столпов, согласно тексту притчи «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь». По сторонам от нее стоят крылатые, словно непорочные, ангелы, Богоматерь и Иоанн Предтеча.

Эти сюжеты были связаны своим происхождением с Новгородом, главный собор которого посвящен св. Софии. В нем находилась икона, послужившая образцом для фрески Успенского собора.

 

 

Вернуться