вернуться

Проектирование

Церковь Варвары Великомученицы в Карелии

Комплексные научные исследования и разработка эскизного проекта по реставрации объекта культурного наследия Варваринская церковь в д. Яндомозеро Медвежьегорского района Республики Карелия.

Объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации деревянного зодчества: Церковь Варвары Великомученицы, середины XVII века в деревне Яндомозеро, Медвежьегорского района Республики Карелия.

На берегу Онежского озера находится удивительной красоты деревянный храм во имя св. великомученицы Варвары, построенного во времена царствования отца Петра Великого – царя Алексея Михайловича. Варваринская церковь принадлежит к храмам типа "восьмерик на четверике". Подобных построек много вокруг Онежского озера – это церкви, расположенные в Гимреках, Кондопоге, Космозере, Челмужах, на Саминском погосте. Варваринская церковь одна из ранних построек такого типа. Построена была здесь в середине XVII века, по-видимому, первая.

Изначально эта церковь была клетской, т.е. она состояла из трех помещений, трех рубленых из бревен клетей разной высоты, алтаря, с крышей типа «бочка», молельного помещения, трапезной, покрытых двускатными крышами. Представляла собой наиболее простой тип храмов, главным отличием которых от остальной жилой и гражданской застройки сел являлась главка с крестом на коньке крыши. В начале XVIII века выросло число деревень, приписаных к приходу и было решено поновить церковь.

Около 1710 года храм перестроили: разобрали двускатную крышу над молельней, на основной четверик, выполненный «с повалом» - расширением стен в верхней части, поставили еще восьмигранный сруб, также расширяющийся кверху. Завершили сруб высокой шатровой крышей, увенчанной небольшой луковичной главкой с крестом. По периметру восьмерика устроили два уровня декоративных, так называемых «фронтонных поясов», в виде зубчатого кружевного воротника охватывающего сруб. Горизонтальный балочный потолок храма был заменен на живописное «небо», потолок в виде усеченной пирамиды с ранями, представляющими собой расписанные иконы с композицией "Божественной литургии". В центральном кольце представлен Христос в образе Великого Архиерея, а вокруг, на 16-ти гранях, - ангелы в одеждах дьяконов.

Следы всех перестроек храма сохранились на его стенах, конструктивных элементах, и храм легко поддается графической реконструкции. В конце XVIII века, когда широкую популярность получило строительство колоколен, здесь в Яндомозеро рядом с церковью, с некоторым смещением от ее продольной оси, возвели монументальную колокольню. Колокольня Варваринской церкви представляет собой небольшой, в несколько венцов четверик в основании стройного восьмигранного сруба, с открытым ярусом звона, крытая высоким шатром, непосредственно под которым подвешивались колокола. Вместе с шатровым покрытием достигая 35 м, колокольня превзошла по высоте церковь, изменив облик всего комплекса (высота Варваринской церкви 28 м.). Народными безымянными зодчими был сформирован замечательный архитектурный ансамбль, который благодаря своему расположению на берегу озера превратился в главный опознавательный знак села.

В начале XIX века памятник перенес еще несколько реконструкций: были соединены крытым переходом церковь и колокольня с изменением формы и конструкции притвора и крыльца. Вокруг нее возникло кладбище, огражденное валунной оградой с трехарочными воротами, обращенными к дороге (не сохранились). В 1860-1865 годах ее ремонтировали: перебрали сруб, растесали окна в трапезной, стену, отделявшую трапезную от молельного помещения, заново прорезали окна в помещении собственно церкви и алтаре. В конце XIX века при ремонте храма традиционные, выработанные веками конструктивные приемы были отброшены в угоду новым архитектурным веяниям, упрощенным строительным решениям и подражанию каменным постройкам. Был увеличен проем между трапезной и храмом, расширены окна, стены обшиты снаружи и изнутри тесом и окрашены, причем на обшивке были изображены фальшивые окна, что придавало храму вид каменного. Образ храма изменился, утратив часть своей былинной величавости, но в тоже время, старые бревна сруба получили защиту от влияния разрушающих его погодных явлений. Хорошая обшивка и должный уход за памятником на какое-то время позволили продлить срок его жизни. Но произошедшее затем запустение храма привело к тому, что за период с 1930-х по 1950-ые годы здание начало интенсивно разрушаться.

Реставрационные работы по отдельным элементам в 50-е годы и последующая химконсервация памятника не дали желаемого результата, и к настоящему времени памятнику вновь необходима серьезная помощь для его сохранения.