вернуться

Проектирование

Погост Турчасово

Разработка эскизного проекта реставрации и рабочих чертежей архитектурно-строительной части для объекта культурного наследия федерального значения «Погост Турчасовский: Преображенская церковь и Колокольня» в селе Турчасово Онежского района, Архангельской области

Село Турчасово расположено в нижней, судоходной части реки Онеги. Одним из наиболее устойчивых и популярных мифов, проникших и в «серьёзную науку», является устное предание о возникновении Турчасова как укрепленного городка, заложенного новгородцами в XII в., – «для защиты онежского торгового пути, выводившего в Белое море». Отсюда и название Турчасово связывалось со славянскими корнями тур – башня и час – дозор, что значит «сторожевая (дозорная) башня».

Первый историк Турчасова И.Ф. Токмаков, автор пространного «Историко-статистического и археологического описания села Турчасова (Онежского у., Архангельской губ.) и его храмов с приходом» (М.1899), ссылается как на одно из первых письменных упоминаний о Турчасове, на грамоту 1536 г., в которой предприимчивые турчасовцы «вместе с онежанами, порожанами, устьмошанами и мехрежанами ездили к морю соли купити», а затем отвозили ценный товар в Каргополь (Указ. Соч. С.2). К середине XVI в., когда Турчасово становится крупным административным центром, его история уже насчитывает несколько столетий, которые неотделимы от истории русского крестьянского освоения Севера в XII-XV вв.

Посад и посадское население в крестьянском Турчасове стали складываться не ранее I половины XVI в., с развитием и расширением торгово-промышленных отношений в Русском государстве, в которые активно втягивался Север. В это время Турчасово становится одним из крупных центров солеторговли по пути из поморья в Каргополь.

В середине XVII в. турчасовский приход был приписан к Соловецкому монастырю.

Приписные приходские церкви зависели «от попечения настоятелей Соловецких», обеспечивавших «содержание оных, перестройки, починки, снабжение утварью» и т.д. Это обстоятельство во многом проясняет природу турчасовского ансамбля-тройника из двух церквей и колокольни, впервые отстроенных на погосте после польско-литовского разорения.

Первой по времени, на месте Никольской, сооружается Спасо-Преображенская церковь с приделом Николая Чудотворца, освящены они в 1647 г. Строительство Благовещенской церкви с приделами Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и Архистратига Михаила было завершено в 1683-1684 гг. Одновременно с их освящением был освящен и второй придел Спасо-Преображенской церкви – Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В 1776 г. в результате опустошительного пожара погост с двумя церквями, колокольней и всеми постройками полностью выгорел.

Последний, ставший хрестоматийным турчасовский «тройник» - две церкви (летняя и зимняя с трапезой) и колокольня – отстроен на месте сгоревших храмов, скорее всего, - в старых, освященных временами формах. Сложная строительная биография ансамбля растянулась почти на 30 лет. Возобновлению храмов предшествовала длительная переписка с епархиальным и синодальным начальством, с «приложением планов оных церквей», после которой церковь Преображения с двумя приделами освящена в 1786 г., колокольня «закончена постройкой» в 1793 г. А Благовещенская церковь, как выясняется из казенного епархиального циркуляра от 1779 г., «за недородом хлеба и на постройку денег и поныне еще недостроена». Из другого документа, уточняющего датировку памятника, следует, что «настоящий Благовещенский храм (холодный) заложен к постройке в 1781 г., а окончен в 1795 г. Построен в совокупности в одном здании с теплою трапезою и с приделами... которая построена первее всех храмов, а именно в 1776 и 1777 годах».

Вся группа сооружений стоит на открытом возвышенном пространстве, что усиливает впечатление величавости и цельности ансамбля. Примечательно, что ансамбль, появившийся в концеXVIII в., на «закате плотницкого искусства», и особенно трапезная Благовещенская церковь, являются общепризнанным образцом именно древнерусского зодчества.

Уже в 20-е годы XIX в. турчасовские храмы вступают в период переделок и перестроек на «новый манер» срубы закрываются гладким тесом и забеливаются «под каменное дело»; растесываются оконные и дверные проемы; в интерьере Преображенской церкви в верхней части четверика появляются большие живописные панно, для освещения которых в стенах прорубаются круглые окна-иллюминаторы. Благовещенский храм был уничтожен пожаром в 1964 году.